Вернуться к Воспитание

Ученическое самоупра…

Коротко о главном. 

В современных условиях функционирования образовательного учреждения возникает масса вопросов, связанных с обеспечением условий для демократического управления школой, когда не только директор и педагогический совет, но и ученики и родители как полноправные субъекты образовательного процесса могут влиять на качество предоставляемых школой услуг. Ныне ушли в прошлое старостаты, учкомы и другие, подобные этим структуры ученического самоуправления – и затихла некогда бурная школьная жизнь. Многие российские школы в период реформирования прошли через создание Советов, которым якобы предоставлялись широкие права. Круг вопросов, находившихся в ведении подобных структур, ограничивался, как правило, отменой школьной формы, выбором варианта учебного плана – и только. О правах детей говорили лишь декларативно или не говорили совсем. Прошло время, и в нашем государстве заговорили о создании правового государства, гражданского общества, стали появляться всевозможные общественные организации по защите прав человека, фонды, сообщества, признавшие главной ценностью демократические принципы сосуществования граждан. С момента появления «Конвенции о правах ребенка» в нашей стране впервые стала обсуждаться проблема реализации правовых возможностей детей. В связи с этим перед российской школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества. Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, когда Россия встала на путь политических и социальных преобразований, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в демократическом обществе. Воспитание – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их общего бытия. Это деятельность, которая органично вплетается в целостную ткань обитания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни, среди других людей. Со стороны педагогов – это кропотливый труд по созданию человека, который имеет глубокое гуманистическое содержание. Школа учит многому, но, к сожалению, редко дает ответ на вопросы о том, как жить. Житейская несостоятельность у школьников-отличников такая же, как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Уроки физкультуры направлены на развитие координации, гибкости и силы тела. А на каком уроке развивают координацию душевных движений, душевную гибкость и силу? Именно над этим вопросом в 1995 году задумался коллектив средней школы №1 р.п. Мулловка. Вскоре было найдено решение – создать школьную ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ. Поскольку процесс ученического самоуправления дает возможность совершенствовать систему воспитательной работы и создавать надлежащие условия для выявления, поддержки и развития способностей и одаренности школьников, удовлетворения их интересов, духовных запросов, потребностей, в профессиональном определении, воспитании интеллектуальной элиты нации.

Эту идею с большим энтузиазмом поддержали ученики. Была организована инициативная группа и определены ее ЗАДАЧИ:

• сформулировать цели и разработать структуру школьной ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ;

• умение работать при непростых условиях существования в переходную, переломную эпоху;

• учеба и воспитание нового человека, который будет жить именно в эту эпоху;

• передача инициативы в организации познавательной деятельности самим ученикам, что будет содействовать развитию активной жизненной позиции молодого человека и облегчит в будущем ее интегрирование в общество на более эффективных принципах.

• определить процедуру выборов в ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ;

• помочь в проведении предвыборной кампании кандидатам на выборные должности;

• организовать и провести выборы.

В нашей школе самоуправление школьников рассматривается как важный элемент образовательной среды. Развитие системы ученического самоуправления имеет несколько основных ЦЕЛЕЙ:

Во-первых, создание благоприятного психологического микроклимата. Работа школьного самоуправления позволяет учитывать мнение учащихся при планировании работы школы. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах дает возможность решать проблемные ситуации, развивает самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы.

Во-вторых, школьное самоуправление учит принимать ответственные решения, воспитывает лидерские качества, т.е. способствует успешной социализации школьников.

В-третьих, оно дает возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Учителя получают возможность решать многие вопросы жизни класса и школы более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.

Символика Демократической Республики Школярия ФЛАГ и ГЕРБ. На белом шелке – символе чистоты помыслов, в центре находится огонь – символ активности, под огнём 4 лепестка – 4 штата: штат ПОЧЕМУЧКИ (1 – 4 классы), штат ЮНИОРЫ (5 – 7 классы), штат – ЮВЕНТУС (8 – 11 классы), Штат – ШКРАБЫ (учителя). Сверху искры огня – направления деятельности: художественно – эстетическое, трудовое, познавательное, нравственно – патриотическое, спортивное, ценностно – ориентировочное. 

ГИМН:

Утром двери школа детям открывает, Чтобы снова радость подарить. Птица знаний коридорами летает… Как же эту школу не любить?

Где б ты не был, чтобы ты не делал, Школа остаётся для тебя родной. Школа – это юности надежды, Школа – это дружный дом большой.

Если в школе будет радость балом править, Если мудрость станет во главе, То учитель сможет яркую оставить В своих детях память о себе.

Наш учитель, в твой талант мы верим, Солнца луч несёшь ты на своём крыле. Восхищенья ты достоин в деле, Труд твой очень важен на земле.

Снова школа утром двери открывает, Чтобы встретить всех своих друзей. По крупицам годы вместе собираем, Чтоб отметить школы юбилей.

Наша школа, мы тебя так любим, Без тебя не мыслим даже путь земной. Стала ты родной так многим людям, Как сегодня будем мы с тобой.

Среди первых документов, которые были приняты ученическим самоуправлением, – КОНСТИТУЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ШКОЛЯРИЯ.  Структура ученического самоуправления Ученическое самоуправление в школе организовано следующим образом. Ежегодно в школе проводятся выборы президента школы. Затем президент назначает премьер-министра, который формируют кабинет министров. Кроме того, в каждом классе проводятся выборы актива класса. Из активов классов и формируется кабинет министров. В кабинете министров существует четкое распределение обязанностей: например, существуют министерства культуры, спорта, рекламы и информации и другие. В министерства входят те, кто отвечает за то или иное направление работы в классах. Деятельности школьной ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ помогают взрослые. В его структуру входят ДВА СОВЕТНИКА, которые помогают осуществлять взаимодействие кабинета министров с администрацией школы, педагогами. Советниками являются заместитель директора школы по воспитательной работе и организатор детского движения. Они пользуются правом совещательного голоса и помогают, с одной стороны, соотнести планы ученического самоуправления с общей программой работы школы, с другой – включить в план работы школы предложения, высказанные школьниками.

Обязанности основных должностных лиц школьного самоуправления.

Президент: • организует стратегическое планирование деятельности ученического самоуправления;

• организует работу по согласованию деятельности ученического самоуправления с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе;

• по согласованию с премьер-министром назначает министров;

• координирует работу активов классов;

• оказывает помощь премьер-министру, мэрам классов;

• осуществляет контроль исполнения решений ученического самоуправления.

Премьер-министр: • предлагает Президенту кандидатуры министров; • проводит совещания министров и осуществляет общий контроль работы министров;

• оказывает помощь министрам;

• организует работу по согласованию деятельности министерств с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе;

• во время отсутствия президента выполняет его должностные обязанности.

Министр безопасности: 

• проводит совещания членов активов классов, ответственных за дежурство; разъясняет ответственным за дежурство их обязанности;

• разрабатывает и предлагает на обсуждение систему контроля дежурства по школе и классам;

• совместно с ответственным за дежурство данного класса контролирует дежурных на постах не менее чем через одну перемену;

• контролирует выполнение своих обязанностей дежурными по классам;

• проверяет санитарное состояние классов не менее одного раза в неделю;

• организует дежурство по школе во время массовых мероприятий (школьные праздники, семинары и т.п.);

• отвечает за техническое обеспечение работы ученического самоуправления;

• является членом всех комиссий, связанных с хозяйственными вопросами;

• ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру;

• осуществляет планирование и координирует работу министерства по организационным делам.

Министр печати и информации: • проводит совещания ответственных за печать в классах, разъясняет цели и задачи министерства, а также их обязанности;

• разрабатывает и предлагает для рассмотрения проекты, связанные с развитием школьных средств массовой информации, а также план работы министерства;

• отвечает за освещение в школьных изданиях всех массовых мероприятий, проводимых в школе;

• координирует работу по выпуску школьной газеты;

• отвечает за информационное обеспечение работы ученического самоуправления;

• отвечает за своевременное изготовление печатных поздравлений;

• курирует информационную работу в классах;

• организует взаимодействие со средствами информации других образовательных учреждений;

• проводит совещания сотрудников министерства печати и информации;

• является членом всех комиссий, связанных с художественной, печатной, информационной деятельностью школы;

• отвечает за художественное оформление школы;

• ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру.

Министр спорта: • проводит совещания ответственных за проведение спортивной работы в классах; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

• осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами школьного самоуправления;

• разрабатывает и предлагает на рассмотрение спортивно-туристическую программу на год с указанием целей и плана основных событий;

• участвует в организации всех спортивно-туристических мероприятий в школе;

• является членом судейских коллегий;

• организует проведение в школе «дней здоровья», товарищеских встреч между учителями и учениками по различным видам спорта;

• организует межшкольные спортивно-туристические мероприятия;

• проводит спортивные мероприятия во время выездов учащихся школы;

• ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру.

Министр культуры: • проводит совещания ответственных за культурно-массовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

• осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами школьного самоуправления;

• разрабатывает и предлагает на рассмотрение программу основных культурно-массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;

• участвует в организации всех культурно-массовых и просветительских мероприятий в школе;

• участвует в организации культурной программы походов-экспедиций;

• ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру.

Министр труда: • проводит совещания ответственных за трудовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

• осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами школьного самоуправления;

• разрабатывает и предлагает на рассмотрение программу основных трудовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;

• участвует в организации всех субботников, операций «Чистый класс», «Сохраним тепло», «Зелёный двор» и т.д. в школе;

• ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру.

Министр образования: • проводит совещания ответственных за учебную деятельность; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

• осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами школьного самоуправления;

• разрабатывает и предлагает на рассмотрение программу основных мероприятий на год с указанием их целей и задач;

• участвует в организации всех просветительских мероприятий и акций «Мой дневник», «Обложи учебник» в школе;

• участвует в организации образовательной деятельности; • ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру.

Министр социальной защиты: • проводит совещания ответственных за социальную работу в классах, разъясняет цели и задачи министерства, а также их обязанности;

• разрабатывает и предлагает для рассмотрения проекты, связанные с организацией и улучшением работы в сфере социальной защиты, а также план работы министерства;

• отвечает за работу с ветеранами ВОВ, воинами- афганцами, пожилыми гражданами села, младшими школьниками;

• отвечает за проведение операций «Забота», «Вахта памяти», «Звёзды Тимура»;

• организует взаимодействие со средствами массовой информации школы;

• проводит совещания сотрудников министерства печати и информации;

• является членом всех комиссий, связанных с социальной деятельностью школы;

• ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту и премьер-министру.

Направления ученического самоуправления

«ВАХТА ПАМЯТИ» Учащиеся ухаживают за ПАМЯТНИКАМИ, расположенными на территории посёлка и школы. Они изучают биографии героев Великой Отечественной войны и воинов-афганцев.

Издание школьной газеты «ПАФОС» Газета посвящена темам, которые сегодня интересуют школьников. Эта газета о них и для них: в ней размышления о событиях в стране и мире, мысли о жизни, поэзия и проза самих школьников и педагогов, полезная информация.

Походы-экспедиции «ШЭГ» Экологический отряд «ШЭГ» под руководством Исачкиной Т.Г. организует и проводит походы-экспедиции «Вода-источник силы», «Первоцвет», «Помоги зимующим птицам», «Дом для пернатых» одной из основных целей которых является сплочение ребят, развитие доверительных отношений между учителями и школьниками, изучение окружающей флоры и фауны и экологической обстановки посёлка. В походе также происходят обсуждения важных вопросов экологии, берутся пробы воды и почвы для дальнейшего их изучения. В перспективе разрабатывается новое направление деятельности под названием «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» Идея этого проекта родилась у учащихся 11 класса, которые подготовили для школьников следующее обращение. Учащиеся 11 класса призывают всех принять участие в акции «Дом, в котором я живу!» Давайте попробуем на секунду остановиться и посмотреть вокруг… Мы увидим, как все серо, но не стоит огорчаться, опускать руки, и нужно идти дальше. Ведь у нас есть головы, глаза, руки и ноги. Нужно просто очень-очень захотеть, и все может измениться!!! Мы посоветовались со старшим поколением, остановились и подумали, появилась идея. Давайте возьмем несколько домов нашего микрорайона, в которых живут многие ребята из нашей школы, и сделаем их чище. Для этого не нужны деньги, для этого нужно желание и руки. Ведь можно превратить эту акцию в увлекательное дело. Провести конкурсы и игры, а отмывая стенку нашего подъезда от наших же «художеств», петь песни или слушать веселую музыку. Нам кажется, что все смогут: • сделать доброе, благородное дело; • весело провести время с друзьями и одноклассниками; • классно поработать и отдохнуть; • оставить воспоминания, о которых с гордостью можно рассказать родителям, друзьям, а в будущем, может быть, детям или даже внукам! Проект направлен на изучение истории зданий, расположенных в районе школы. Учащиеся также приводят в порядок лестницы и подъезды этих домов. Важно, чтобы школьники почувствовали себя хозяевами улицы, района, города, дома, в котором живут. Учащиеся узнают, кто жил в этих домах, изучают образ жизни людей далекого и недавнего прошлого, настоящего. Для жителей домов они готовят информационные листки со справками об истории дома.